Магомед Ярагский
Шейх Мухаммад-эфенди
Яраги (Магомед Ярагский) родился в 1777-м году в селении Яраги,
расположенном на юге Дагестана, в семье лезгинского ученого.
Благодаря его сильной тяге к знаниям и учебе с детских лет,
он стал исламским ученым. Он изучил множество шариатских наук.
В Дагестане не было человека, превосходящего его по знанию
Корана.
Значительная часть жизни Ярагского
прошла в родном ауле, где он преподавал в медресе, ставшим известным учебным
заведением. Сюда, к набожному Магомеду, приходили ученики из близких и дальних
мест Кавказа, алимы, духовные деятели, чтобы соприкоснуться с настоящей верой и
высшим знанием. В медресе науки и религия переплелись воедино. Из стен его
вышло немало ученых, поэтов, духовных деятелей, прославивших Дагестан далеко за
его пределами. Вскоре обычный лезгинский аул стал известным не только на
Кавказе, но и в России, Европе, на всем Востоке.
Мухаммад-эфенди Яраги (Магомед
Ярагский) устраивал обеды и ужины, собирал горцев на встречи,
предпринимал все возможное для того, чтобы привлечь людей
и приумножить число своих сторонников. Усилия приносили свои плоды,
ибо окружение его увеличивалось изо дня в день
с невиданной быстротой. Его глубокие познания, послужили причиной того,
что со всех концов Дагестана к нему потянулись ученики.
Его имя было известно далеко за пределами Дагестана —
в Турции, Бухаре и Персии.
М.Ярагский женился на дочери
ахтынского ученого Айшат. У них было 3 детей: Гаджи-Исмаил, Исхак и Хафисат.
Сыновья стали впоследствии учеными, а дочь - женой имама Гази-Мухаммеда. Их
брак символизировал и скрепил единство первого идеолога движения горцев и их
первого предводителя.
Чтобы понять учения Мухаммеда Яраги,
вернемся немного назад и напомним некоторые моменты из истории
развития мюридизма. Итак, в середине XIV века в среднеазиатском
городе Бухаре один суфийский мыслитель Магомед Накшубандийский (Мухаммед
Бах аль-Дин аль-Накшубанди) основал новое учение сыгравшее немаловажную
роль в истории не только средней Азии, но и всего
мусульманского мира. По смерти мыслителя учение это, получившее название
Накшубандийа (в русской историографии учение называется «мюридизмом»).
Между тем Мухаммад Яраги (Мухаммад
Ярагский) стал муршидом Накшубандийского тариката в Дагестане. Самым
лучшим его мюридом и его правой рукой был Джамалуддин
Гази-Кумухи.
Особое внимание Ярагский обратил на
подбор высших руководителей вооруженной борьбы горцев. Примечательно, что
движение горцев в 20-50- гг. XIX в. возглавили образованнейшие люди (редчайший
случай в мировой истории). Магомед Ярагский, Джамалудин Казикумухский,
Гази-Магомед, Гамзат-бек, Шамиль были крупными учеными, являлись блестящими
ораторами, пламенными пропагандистами, людьми с глубокими нравственными
убеждениями, честными, храбрыми. Они имели большие книжные коллекции, писали
научные труды, стихи, знали несколько восточных языков, в том числе арабский,
на котором писали научные труды, статьи, стихи, вели переписку.
В 1830 г. он выступил перед
собранием представителей духовенства Дагестана в Унцукуле,
где призвал всех к продолжению газавата, и по его же
указанию Имамом был избран Газимухаммад. Он выдал свою дочь замуж
за Газимухаммада. После его гибели, Мухаммад Яраги способствовал
избранию Имамом Гамзата из Гоцатля. А когда и Гамзат
был убит, Имамом был избран Шамиль, и Яраги поддержал его.
В учении Ярагского свобода выступает
в качестве главного условия жизни. С этим связано и полное социальное
раскрепощение горцев. В его учении нет политической риторики, социальной
декларативности, откровенной демагогии, оно ясно, понятно и доступно любому
человеку. Ярагский и его последователи не призывали к захвату чужих земель,
угнетению других народов, Ярагский призывал к объединению дагестанских,
кавказских народов в борьбе с несравненно более сильным противником. И им двигало
не властолюбие, а свободолюбие. Бесспорной заслугой Ярагского является то, что
он не ограничился изложением своего учения, а четко указал угнетенным народам
пути его реализации. Он заявил, что колонизаторы и их лакей - местные феодалы
добровольно не откажутся от своей позорной власти, освобождение народов - дело
рук самих народов, двойной гнет можно уничтожить только вооруженным путем.
В одном письме, написанном Шейхом
Мухаммадом Ярагским к Шамилю, говорится: «Если будешь держать
постоянную связь с нами, то ты победишь, а если нет,
то проиграешь». Царские власти узнав о роли Мухаммада Яраги
в Кавказской войне решили положить конец его деятельности.
Он был арестован и сослан в Тифлис (Тбилиси),
но вскоре он был освобожден. Мухаммад Яраги умер в 1848
году. Похоронен он в селе Согратль Гунибского района. Его могила
стала местом поломничества (зиярат). Вместо себя он оставил муршидом
Джамалуддина из Гази-Кумуха.
Многое из того, о чем страстно мечтал
Ярагский, в беспрецедентно короткие исторические сроки стали реальностью в
имамате, благодаря гению реформаторской деятельности Шамиля. Учение Ярагского
не было разрушительным, оно стимулировало лучшие человеческие начала, оно было
созидательным по сути. Оно учило, что жить в рабстве - все равно, что быть
социальным алкоголиком, жить в иллюзиях, не ведая позорнейшего своего
положения.