FREE_STOREСуббота, 18.05.2024, 18:48

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Разделы
Экзаменационные материалы [2]
Физика [0]
Химия [1]
Биология [1]
Английский язык [6]
КТНД [3]
Русский язык [0]
Литература [0]

Tak.ru

CoinURL

Главная » Статьи » Учеба » КТНД

МАГОМЕД ЯРАГСКИЙ

Магомед Ярагский

 

Шейх Мухаммад-эфенди Яраги (Магомед Ярагский) родился в 1777-м году в селении Яраги, расположенном на юге Дагестана, в семье лезгинского ученого. Благодаря его сильной тяге к знаниям и учебе с детских лет, он стал исламским ученым. Он изучил множество шариатских наук. В Дагестане не было человека, превосходящего его по знанию Корана.

Значительная часть жизни Ярагского прошла в родном ауле, где он преподавал в медресе, ставшим известным учебным заведением. Сюда, к набожному Магомеду, приходили ученики из близких и дальних мест Кавказа, алимы, духовные деятели, чтобы соприкоснуться с настоящей верой и высшим знанием. В медресе науки и религия переплелись воедино. Из стен его вышло немало ученых, поэтов, духовных деятелей, прославивших Дагестан далеко за его пределами. Вскоре обычный лезгинский аул стал известным не только на Кавказе, но и в России, Европе, на всем Востоке.

Мухаммад-эфенди Яраги (Магомед Ярагский) устраивал обеды и ужины, собирал горцев на встречи, предпринимал все возможное для того, чтобы привлечь людей и приумножить число своих сторонников. Усилия приносили свои плоды, ибо окружение его увеличивалось изо дня в день с невиданной быстротой. Его глубокие познания, послужили причиной того, что со всех концов Дагестана к нему потянулись ученики. Его имя было известно далеко за пределами Дагестана — в Турции, Бухаре и Персии.

        М.Ярагский женился на дочери ахтынского ученого Айшат. У них было 3 детей: Гаджи-Исмаил, Исхак и Хафисат. Сыновья стали впоследствии учеными, а дочь - женой имама Гази-Мухаммеда. Их брак символизировал и скрепил единство первого идеолога движения горцев и их первого предводителя.

Чтобы понять учения Мухаммеда Яраги, вернемся немного назад и напомним некоторые моменты из истории развития мюридизма. Итак, в середине XIV века в среднеазиатском городе Бухаре один суфийский мыслитель Магомед Накшубандийский (Мухаммед Бах аль-Дин аль-Накшубанди) основал новое учение сыгравшее немаловажную роль в истории не только средней Азии, но и всего мусульманского мира. По смерти мыслителя учение это, получившее название Накшубандийа (в русской историографии учение называется «мюридизмом»).

Между тем Мухаммад Яраги (Мухаммад Ярагский) стал муршидом Накшубандийского тариката в Дагестане. Самым лучшим его мюридом и его правой рукой был Джамалуддин Гази-Кумухи.

Особое внимание Ярагский обратил на подбор высших руководителей вооруженной борьбы горцев. Примечательно, что движение горцев в 20-50- гг. XIX в. возглавили образованнейшие люди (редчайший случай в мировой истории). Магомед Ярагский, Джамалудин Казикумухский, Гази-Магомед, Гамзат-бек, Шамиль были крупными учеными, являлись блестящими ораторами, пламенными пропагандистами, людьми с глубокими нравственными убеждениями, честными, храбрыми. Они имели большие книжные коллекции, писали научные труды, стихи, знали несколько восточных языков, в том числе арабский, на котором писали научные труды, статьи, стихи, вели переписку.

В 1830 г. он выступил перед собранием представителей духовенства Дагестана в Унцукуле, где призвал всех к продолжению газавата, и по его же указанию Имамом был избран Газимухаммад. Он выдал свою дочь замуж за Газимухаммада. После его гибели, Мухаммад Яраги способствовал избранию Имамом Гамзата из Гоцатля. А когда и Гамзат был убит, Имамом был избран Шамиль, и Яраги поддержал его.

В учении Ярагского свобода выступает в качестве главного условия жизни. С этим связано и полное социальное раскрепощение горцев. В его учении нет политической риторики, социальной декларативности, откровенной демагогии, оно ясно, понятно и доступно любому человеку. Ярагский и его последователи не призывали к захвату чужих земель, угнетению других народов, Ярагский призывал к объединению дагестанских, кавказских народов в борьбе с несравненно более сильным противником. И им двигало не властолюбие, а свободолюбие. Бесспорной заслугой Ярагского является то, что он не ограничился изложением своего учения, а четко указал угнетенным народам пути его реализации. Он заявил, что колонизаторы и их лакей - местные феодалы добровольно не откажутся от своей позорной власти, освобождение народов - дело рук самих народов, двойной гнет можно уничтожить только вооруженным путем.

В одном письме, написанном Шейхом Мухаммадом Ярагским к Шамилю, говорится: «Если будешь держать постоянную связь с нами, то ты победишь, а если нет, то проиграешь». Царские власти узнав о роли Мухаммада Яраги в Кавказской войне решили положить конец его деятельности. Он был арестован и сослан в Тифлис (Тбилиси), но вскоре он был освобожден. Мухаммад Яраги умер в 1848 году. Похоронен он в селе Согратль Гунибского района. Его могила стала местом поломничества (зиярат). Вместо себя он оставил муршидом Джамалуддина из Гази-Кумуха.

Многое из того, о чем страстно мечтал Ярагский, в беспрецедентно короткие исторические сроки стали реальностью в имамате, благодаря гению реформаторской деятельности Шамиля. Учение Ярагского не было разрушительным, оно стимулировало лучшие человеческие начала, оно было созидательным по сути. Оно учило, что жить в рабстве - все равно, что быть социальным алкоголиком, жить в иллюзиях, не ведая позорнейшего своего положения.

Категория: КТНД | Добавил: KiK{BOxer} (07.04.2013)
Просмотров: 2601 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Serghaurb  
0
<a href=http://zmkshop.ru/stati/metallicheskaya-dvutavrovaya-balka/>сварной двутавр сортамент</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22

LiveSURF
рефбек

RedSurf

MediaRich

SEO sprint
SEO sprint - Всё для максимальной раскрутки!

PRlog
Анализ сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024